Разработка Carboteq - интервью с Янко Мейером, компания Proceq
-Компания Proceq собирается представить измерительный прибор Carboteq на Международной автомобильной выставке (IAA). Для чего именно можно использовать прибор Carboteq?
- Carboteq можно использовать для простого, быстрого и точного измерения степени износа карбоно-керамических тормозных дисков. Carboteq – первый прибор такого рода. Ранее применявшиеся методы измерения степени износа карбоно-керамических тормозных дисков требовали много времени, отличались неточностью результатов и зависели от субъективной оценки соответствующего пользователя.
-Чем вы можете это объяснить?
- До настоящего времени измерение заключалось главным образом в измерении толщины и веса диска, а также в визуальной оценке. Измерение толщины карбоно-керамических тормозных дисков не дает никакой существенной информации, поскольку эти диски практически не проявляют внешних признаков износа. За весь срок службы толщина диска уменьшается всего на одну-две десятые миллиметра, что практически не поддается измерению в условиях мастерской. Это относится и к измерению веса. На протяжении всего срока службы вес диска уменьшается всего на 1,25%. Кроме того, необходимо полностью демонтировать диски с автомобиля, очистить их, высушить и взвесить на подходящих специальных весах – это процедура очевидно дорогостоящая и отнимающая много времени. Визуальная оценка основана на специально предусмотренных точках износа, осмотр которых невооруженным глазом является крайне субъективным и даже менее точным в условиях гонок.
- Каков принцип действия прибора Carboteq?
- Прибор основан на импульсно-индукционной технологии, предусматривающей использование индукционных катушек особой конструкции и передовых методов анализа сигналов для чрезвычайно точного измерения степени износа; это компенсирует влияние характеристик материала и конфигурацию тормозных дисков. Технология разработана инженерами компании Proceq и запатентована. Способ применения очень прост: пользователь прикладывает прибор к открытому тормозному диску на автомобиле и считывает с дисплея измеренное значение. Эталонные значения Carboteq гравируются на диске в процессе производства. Измеренное значение сравнивается с выгравированным значением в исправном состоянии, и на этом основании определяется, можно ли еще использовать диски или как долго их еще можно использовать.
- Все ли автомобили с карбоно-керамическими дисками можно оценивать с помощью прибора Carboteq?
Нет, пока еще нет; это все еще зависит от производителя и от типа автомобиля. Прибор Carboteq был разработан совместно с производителем карбоно-керамических тормозных дисков – компанией Brembo SGL Carbon Ceramic Brakes (BSCCB). Компания BSCCB использует прибор Carboteq в процессе производства для дисков типа "CCB". Покупателями дисков CCB фирмы BSCCB являются такие компании как Группа Фольксваген, Порше, Ламборджини, Ауди, БМВ, Мерседес-AMG и многие другие. Диски, известные как диски типа "CCM" уже успешно проходили измерения, но еще не калибруются с помощью прибора Carboteq в процессе производства.
- Какова основная идея нового продукта?
Компания BSCCB искала профессионального партнера для внедрения системы измерительной аппаратуры для карбоно-керамических тормозных дисков. Поскольку компания Proceq имеет более чем 60-летний опыт разработки измерительных технологий и более чем 40-летний опыт работы с импульсно-индукционной технологией (которая оказалась весьма подходящим методом для измерения степени износа карбоно-керамических тормозных дисков) компания Proceq оказалась идеальным партнером для этой цели.
- Компания Proceq разработала прибор Carboteq самостоятельно? Какие трудности возникли при разработке?
Хотя компания Proceq самостоятельно инвестировала в эти разработки, полный цикл разработки прибора Carboteq, вплоть до готовности к серийному производству, осуществлялся на протяжении нескольких лет в тесном сотрудничестве с компанией BSCCB и избранными производителями оборудования. Для усовершенствования принципа измерения и для его приспособления к этой области применения было пройдено много испытательных километров на трассе и на испытательных стендах. Помимо пригодности этого прибора в условиях автомастерских и гоночных трасс, были очень подробно исследованы факторы воздействия окружающей среды, такие как температура, влажность, соленая вода и отложения на тормозных колодках.
- Эта процедура является частью стандартного процесса разработки типичных продуктов компании Proceq?
Компания Proceq всегда согласовывает свои приборы и их функции с соответствующими конечными пользователями на самом раннем этапе разработок. Существующая группа разработчиков смогла создать наш внутренний банк знаний. В этом смысле процесс был обычным. Но поскольку тормозные диски являются автомобильной деталью, связанной с безопасностью, потребовалась дополнительная сертификация на соответствие требованиям безопасности.
- Происходит ли дальнейшее усовершенствование прибора Carboteq?
Компания Proceq постоянно совершенствует методы и приборы измерений. Мы только что завершили исследовательский проект, проводимый совместно со Швейцарским федеральным институтом метрологии (METAS), в результате которого была установлена возможность преобразования показателей Carboteq (CQ) в единицы СИ. На проект был выделен грант от Швейцарской Конфедерации. Другие идеи, относящиеся к прибору Carboteq, принесут дополнительные преимущества.
- Поставляет ли компания Proceq другие продукты для автомобильной промышленности, помимо приборов Carboteq?
Да. Это, главным образом, приборы, используемые в ходе всего процесса производства, от изготовления деталей автомобиля до контроля качества. Типичным примером является наша хорошо зарекомендовавшая себя линейка приборов Equotip – она включает в себя высокоточные портативные приборы для определения твердости металла. Многие производители оборудования и известные поставщики изделий для автомобильной промышленности используют товары Equotip, полагаясь на знаменитое швейцарское качество, обеспечиваемое компанией Proceq с 1975 года. На протяжении уже почти двух лет мы предлагаем этим клиентам приборы Carboteq в качестве дополнительного средства для испытаний автомобилей в полной комплектации.